Трубопровод любого типа требует наличия специальных деталей, с помощью которых полностью перекрывается либо частично ограничивается поток рабочей среды. Для этого могут использоваться привычные всем нам вентили и краны. Однако наибольшее распространение получила такая запорная арматура, как задвижка чугунная. Полное перекрытие движения среды по магистрали осуществляется за счёт её установки под прямым углом к направлению потока рабочей среды.
Содержание
Достоинства, недостатки и классификация
Специфика устройства чугунной задвижки заключается в том, что её запорный элемент может находиться только в одном из двух крайних положений – «Открыто» и «Закрыто». То есть она не предназначена для плавного регулирования объёма проходящего по трубопроводу вещества.
Чугунные задвижки обладают следующими основными преимуществами:
- пригодны для эксплуатации в самых разных условиях;
- имеют небольшую строительную длину;
- характеризуются незначительным гидравлическим сопротивлением. Благодаря этому свойству задвижка чугунная является неотъемлемым компонентом любого магистрального трубопровода;
- сравнительная простота конструкции.
Эксперты выделяют у таких устройств и ряд недостатков.
- изнашивание в затворе и корпусе задвижки уплотнительных поверхностей, которые трудно поддаются ремонту;
- для закрытия и открытия арматуры данного вида требуется немалое время;
- большая строительная высота (особенно касается это задвижки чугунной клиновой с выдвижным шпинделем).
Классификация этих устройств осуществляется по трём основным критериям.
1. Конструкция запорной части. Задвижки бывают клиновые и параллельные.
2. Рабочее давление: высокое, среднее, низкое.
Полезно знать! О принадлежности к той или иной группе потребителю подскажет корпус изделия. Чугунные задвижки, рассчитанные для работы под низким давлением, имеют плоскую форму, при среднем уровне давления — овальную, а у способных выдерживать высокое давление корпус уже шарообразный.
3. Расположение ходового узла: с выдвижным шпинделем, с невыдвижным шпинделем.
Принцип функционирования и особенности
Параллельные чугунные задвижки перекрывают поток благодаря тому, что входящие в их конструкцию два последовательно соединённых диска раздвигаются, когда размещённый между ними клин опускается вниз. Уплотнительные кольца в корпусе и на дисках располагаются перпендикулярно оси задвижки.
Устройства параллельного типа из чугуна выпускаются на условное давление порядка 10 бар для пара и воды, температура которых достигает 200˚С. Диаметр изделий может быть 420, 350, 200, 125, 100, 80 и 50 миллиметров. Причём, детали с диаметрами 420-125 мм производятся и с электроприводом.
Такое исполнение позволяет управлять работой подобных устройств дистанционно. С учётом этого, установка задвижки чугунной с электроприводом практикуется в труднодоступных местах трубопровода. Перекрытие движения рабочей среды в этом случае выполняется с единого пульта контроля и управления работой магистрали.
Помимо простоты эксплуатации, задвижки с электроприводом ускоряют данный процесс. Нередко это бывает полезным, особенно, если трубопровод имеет большой диаметр. Поэтому задвижки с электроприводом часто можно увидеть на ответственных участках магистралей. Необходимо отметить одну особенность конструкции этих деталей. Электропривод может быть оснащён возвратной пружиной. Такое устройство запорного механизма обеспечивает в конечном итоге повышение скорости его реакции на сигнал управления.
В отличие от параллельной, закрытие прохода в клиновой задвижке выполняется укреплённым на шпинделе клином. При редком использовании этого механизма клин может заедать. К тому же, уплотнительные кольца в клиновой задвижке изнашиваются быстрее, чем в параллельной. Однако у изделия с обрезиненным клином этот недостаток проявляется не столь заметно. Из других особенностей такого технического решения стоит выделить:
- способность выдерживать скорость перемещения газообразной среды до 30 м/сек., а жидкой – до 4 м/сек;
- обрезиненный клинообразный диск позволяет проводить открывание и закрывание прохода с меньшими усилиями;
- сокращение крутящего момента в сочетании с плавностью работы задвижек чугунных с обрезиненным клином повышает удобство эксплуатации;
- для обрезиненной поверхности используется резина, качество которой соответствует требованиям международных стандартов;
- обрезиненный клин обеспечивает более высокие показатели прочности и герметичности запорной арматуры.
Печная задвижка. Особенности конструкции
Запорная арматура данного типа монтируется в вытяжной воздуховод приборов отопления.
Полезная информация! Форма задвижки печной чугунной зависит от очертаний дымоходного канала. Иными словами, корпус такой запорной арматуры должен соответствовать геометрии воздуховода.
Как и в любую другую аналогичную по функционалу деталь, в неё входят следующие элементы:
- корпус. Представляет собой чугунную раму, на боковых гранях которой располагаются направляющие пазы;
- запорный элемент. Это – щитовая заслонка, движущаяся в пазах корпуса и герметизирующая дымоходный канал;
- управляющий механизм. Выглядит он как обычная рукоять, встраиваемая в щитовую заслонку.
Задвижка чугунная печная производится в двух вариантах.
Прямоугольная задвижка. Такое название не всегда выглядит корректным. Действительно, углы у неё составляют 90 градусов, но сегодня выпускаются образцы и с равными сторонами, то есть квадратные.
Прямоугольный вариант может представлять собой достаточно габаритную печную задвижку с длиной заслонки до 600 миллиметров. Обычное место монтажа – дымоходные каналы русской печи, барбекю или камина. В настоящее время повышенным спросом пользуются задвижки со сторонами 26×13 см. Именно такой размер у типовой печной трубы жилого дома.
Задвижка с круглой рамой. Это особая задвижка, получившая название вьюшка. Её корпус выглядит в виде округлой плиты с круглым отверстием. Запорный элемент такой печной задвижки – диск, который, накрывая вышеуказанное отверстие, останавливает воздухообмен в дымоходе. Орган управления – рукоять — располагается по центру дисковой заслонки. Поскольку этот элемент разогревается «выхлопными» газами до высокой температуры, регулировать руками воздухообмен с помощью печной задвижки-вьюшки неудобно. Поэтому обычно её используют как дополнительную заслонку, открываемую перед розжигом печи. Закрывается она после того, как топливо сгорит полностью.
Монтаж задвижки чугунной фланцевой
Для соединения запорной арматуры существуют следующие способы:
- фланцевый;
- муфтовый;
- раструбный;
- сварка.
Кратко остановимся на технологии монтажа задвижки фланцевой, поскольку такая деталь получила наибольшее распространение.
- Проверка соответствия обрезным фланцам.
- Установка в каналы, расположенные на пластинах, уплотнительных колец.
- Присоединение фланцев друг к другу.
- Фиксация их при помощи болтов.
- Плотное затягивание гаек.
- Проверка герметичности стыков. При необходимости фланцевое соединение заделывается герметиком.
Чугунная запорная арматура для отопления и водоснабжения в последнее время стала использоваться реже. Однако для паровой системы, канализации и транспортировки сыпучих материалов, её роль по-прежнему значительна.
Оставить комментарий