Задвижка – это особый вид запорного оборудования, который применяется в системах подачи и транспортировки веществ различных свойств и консистенции. Такую аппаратуру используют в нефтяной и газовой промышленности, в транзитных трубопроводах, жилищно-коммунальном хозяйстве. По особенностям конструкции и комплектации их распределяют на виды. Каждый из них имеет свои плюсы, минусы и ограничения относительно сферы применения.
Содержание
Конструкция и принцип действия
Чтобы лучше разбираться в качестве оборудования, следует хорошо ознакомиться с его конструкцией.
Стандартная фланцевая задвижка включает в себя крышку и корпус, в полость между которыми попадает рабочая среда, проходящая под давлением. И дальше уже существуют различные типы строения: у задвижек с невыдвижным шпинделем ходовой узел располагается в этой самой среде(зачастую это вода) и во время всего фазового цикла «открыто/закрыто» остается погруженным в нее. Не так сделаны устройства с выдвижным шпинделем: у них ходовой узел в позиции «открыто» поднимается на уровень одного хода затвора. В таком устройстве узел соединяется одним концом с затвором и поступательно поднимается посредством вращения ходовой гайки.
Внутри любой задвижки стальной фланцевой установлены специальные седла, располагающиеся по-разному в зависимости от типа устройства (у клиновых задвижек они установлены под углом). Во время установки фазы «закрыто» их уплотнительные поверхности сходятся с уплотнителями ходового узла (клин или шток). Ходовая гайка, образующая со шпинделем резьбовую пару, вращается, и посредством этого движения происходит смена режима.
Помимо других параметров, такие запорные устройства как задвижки стальные различают еще и по принципу действия. Бывают ручные, электроприводные и работающие на пневматическом приводе.
Важно знать! Последний тип устройств отличается тем, что движение при смене фаз может быть только поступательным и зачастую это сказывается на скорости срабатывания оборудования.
Плюсы устройства
Задвижки стальные для сточных вод – популярный вид запорной арматуры для трубопроводов. Их востребованность на рынке и в коммунальных структурах объясняется целым рядом преимуществ, среди которых:
- высокий уровень герметичности. Это позволит сохранять в трубопроводе нужное давление и скорость транспортировки вещества;
- компактность (особенно в сравнении с шаровым краном) если говорить о строительной длине. Что же касается высоты, то в этом плане фланцевая задвижка проигрывает и шаровому крану, и дисковому затвору;
- универсальность. Если другие виды оборудования (к примеру, дисковый затвор) не способны работать со многими видами сред, то задвижки стальные используют для транспортировки и подачи воды, нефти, газа, химикатов, канализационных отходов и многого другого;
- относительная простота конструкции. Если сравнивать с шаровым краном, фланцевая задвижка намного проще устроена. Это значит, что и забот с ее установкой, обслуживанием и заменой будет значительно меньше.
Минусы и недостатки задвижек
Несмотря на обилие полезных качеств, данное устройство не идеально и, как любой продукт на рынке, имеет определенные недостатки. Их важно учитывать при выборе аппаратуры для вашей системы.
Итак, минусами задвижек стальных клиновых фланцевых с выдвижным и невыдвижным шпинделем являются:
- особенности уплотнительных поверхностей;
- сравнительно большая строительная высота. В особенности это свойственно для задвижек с выдвижным шпинделем, высота которых в состоянии «открыто» на одну высоту затвора больше. Поэтому при использовании такого оборудования понадобится большая площадь;
- невозможность использовать в качестве регулирующего устройства. Фланцевые запорные устройства такого типа рассчитаны только на два режима — «закрыто» и «открыто»;
- низкая скорость срабатывания. Такое преимущество устройства как плавность имеет обратную сторону. Поступательность движения предполагает большие затраты на него по времени, что отражается на скорости срабатывания затворов.
Классификация по расположению ходового узла
Существует два вида задвижек относительно комплектации, а конкретно – расположения ходового узла (шпиндель-гайка).
С выдвижным шпинделем. Такие фланцевые устройства отличаются тем, что шпиндель не погружен в рабочее вещество. Его особенности служат подспорьем для определенных преимуществ и недостатков:
- долговечность. Поскольку ходовой узел не подвергается воздействию веществ, проходящих по трубам (а это могут быть агрессивные химические вещества), такие фланцевые устройства прослужат гораздо дольше и с меньшим количеством поломок;
- простота ремонта и обслуживания. В силу уже упомянутой особенности конструкции, детали устройства остаются легкодоступными, их легче ремонтировать и заменять, а также держать под контролем.
Важно знать! Именно из-за легкости в обслуживании выдвижной тип шпинделя чаще всего используют в нефтяной и газовой промышленности, где поломка может обернуться внушительными финансовыми затратами и даже опасностью для экологии окружающей среды и жизнедеятельности работников.
С невыдвижным шпинделем. Такая задвижка стальная клиновая может спокойно применяться для подачи и транспортировки канализационных вод, горячего и холодного водоснабжения. Она менее долговечна и безопасна, чем с выдвижной деталью, однако занимает меньше места.
Маркировка и виды
Задвижки бывают разных видов по материалу изготовления (чугунные, стальные), по типу затвора (шланговые, клиновые), по расположению ходового узла (выдвижной/невыдвижной шпиндель), по принципу действия (ручные, электроприводные и пневмоприводные) и по способу крепления (наиболее часто употребляются фланцевые).
Чаще всего в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве для транспортировки воды применяются стальные приспособления, так как сам материал не такой тяжелый, как чугун, но по прочности и долговечности мало в чем ему уступает.
Клиновые задвижки для перегонки сточных вод распределяются еще на три подвида в зависимости от типа затвора. Это может быть жесткий, дисковый или упругий клин. Первый тип отличается несовершенствами относительно подгонки, однако более простой конструкцией. Упругий клин в некотором смысле наиболее совершенный подвид, однако, и он обладает определенными недостатками.
Чтобы лучше разбираться в разновидностях и выбрать правильное оборудование, следует хорошенько разобраться с маркировкой изделий.
Часто возникает вопрос, как расшифровать маркировку стальных задвижек? Возьмем, к примеру, задвижку 30с41нж.
Здесь число 30 обозначает тип затвора – в данном случае это клин. «С» — это указатель материала, из которого произвели изделие. В нашем случае имеется ввиду сталь.
41 – это принятый стандартами номенклатурный номер. Часто перед этим числом ставится 5 – это означает возможность установки на оборудование редуктора для упрощения управления, либо же 9, что означает укомплектованность прибора электрическим приводом.
«Нж» — то есть нержавеющая сталь – это материал, из которого сделан затвор или защитная наплавка на него. Такое оборудование не подвергается воздействию воды и хим. веществ.
«Ру» — давление рабочего вещества (технических или сточных вод, нефти, газа и пр.).
«Ду» – это обозначение присоединительного диаметра к системе коммуникаций.
И наконец число 100 означает диаметр изделия.
Задвижки – это устройства, применяемые для перекрытия движения рабочей среды по трубопроводу. Благодаря особенностям конструкции, их можно устанавливать на магистралях разного назначения, в том числе и транспортирующих газ. Однако, данные устройства имеют и ряд недостатков, которые обязательно нужно учитывать при выборе изделия того или иного типа.
Оставить комментарий