Техническое обслуживание дымоотводных каналов котельных предполагает выявление и устранение всевозможных повреждений и дефектов. Во время эксплуатации изделия подвергаются большим нагрузкам. Ремонт дымовых труб может понадобиться при их засорении, неправильной установке, износе или модернизации дымоотводной системы. Для промышленных каналов этот процесс наиболее трудоемкий и сложный.

Ремонт дымовых труб

Степень сложности ремонта дымовой трубы зависит от причины, вызвавшей выход из строя

Засоры в трубах и другие причины ухудшения их работы

По виду материалов и особенностей конструкции дымовые трубы котельных делятся на такие группы:

  • кирпичные;
  • металлические, в том числе и нержавеющие;
  • железобетонные с газоотводящим стальным стволом или с внутренней футеровкой.

Засоры в дымоотводных каналах котельных ухудшают их тягу и образуются при скоплении продуктов сгорания или попадания производственного мусора в трубу. На тягу дымохода влияет шероховатость внутренней поверхности трубы, ее сечение и целостность оголовка.

Проверка наличия засорения кусками кирпича либо бетона, сажей выполняется спуском гири. Если завал не пробивается, то необходим разбор стены трубы в месте его образования. Скопление сажи более 3 мм удаляется использованием ерша и гири.

Обратите внимание! Существуют специальные порошкообразные либо жидкие химикаты, которые при сгорании выделяют газ и очищают внутреннюю поверхность дымохода от смолистой сажи.

Засор дымовой трубы происходит из-за скопления сажи на его стенках и тогда требуется прочистка

Неточности при проведении монтажных работ могут привести к обрушению конструкции через некоторое время, ее излишне быстром засорении, появлении крена. Иногда при модернизации дымоотводной системы требуется установка дополнительной гарнитуры, наращивание ствола трубы или ее основания.

Образование конденсата и задувание трубы

Источниками повреждения и необходимости ремонта дымовых труб котельных может быть конденсат или задувание. Образование конденсата препятствует нормальной работе отопительных сооружений. Его причинами могут быть отсутствие утепления дымохода, наличие сквозных отверстий и щелей, охлаждающих чердачное пространство. В таком случае дымовую трубу нужно оштукатурить либо поместить в металлический футляр. В пространство между ним и каналом поместить теплоизоляционный материал или шлак.

Причин задувания дымохода две:

  1. Повреждение или отсутствие дефлектора над оголовком дымоотводной трубы.
  2. Наличие возле труб высоких деревьев или зданий, которые ухудшают работу.

Ремонт дымовых труб

Неисправный дефлектор может привести к ухудшению тяги в дымоходе

Дефлектор усиливает тягу за счет отклонения потока воздуха, кроме того, он предотвращает попадание в дымоход посторонних элементов. В первом случае необходимо незамедлительно заменить или отремонтировать дефлектор, во втором – нарастить высоту трубы на 0,5-1 м и этим вывести ее из зоны подпора ветра.

Виды ремонтов промышленных дымовых труб

Работы по ремонту дымовых промышленных труб могут включать:

  • восстановление покрытия, маркировочную окраску, антикоррозионную защиту ствола трубы;
  • исправление крена, который превышает предельно допустимые значения;
  • ремонт и замену натяжных устройств дымовых труб из металла;
  • восстановление кирпичной кладки ствола;
  • ремонт футеровки кирпичного дымоотводного канала;
  • монтаж/демонтаж, защиту, усиление оголовков;
  • ремонт отмостков;
  • восстановление и ремонт бетонных отливов.

В зависимости от объема и характера неисправностей ремонт дымовой трубы делится на текущий и капитальный. Капитальный ремонт промышленных дымовых труб котельных выполняется специализированными организациями или подразделениями, которые укомплектованы аттестованными работниками необходимой квалификации. Специалисты проходят медицинскую комиссию для получения допуска к работам на высоте.

Ремонт дымовых труб

Дымовые трубы промышленного назначения обслуживают и ремонтируют специалисты, имеющие разрешение на высотные работы

Спектр работ при таком ремонте определяется на основе заключения обследования технического состояния трубы. Это может быть усиление или замена поврежденных или изношенных конструкций либо отдельных частей (ремонт фундамента, наращивание или усиление ствола трубы, замена футеровки, элементов ходовых лестниц и др.).

Ремонт оголовка дымовой трубы требует отключения технологических установок. В других случаях капитальный и текущий ремонт может быть проведен в рабочем режиме.

Экспертиза дымоотводных труб

Оценка и осмотр состояния дымоотводных труб котельных проводится регулярно. Контроль промышленной безопасности каналов производится согласно законодательству и предполагает проведение экспертизы, которая включает такие мероприятия:

  • оценку состояния поверхности трубы, межтрубного пространства, конструкционных материалов, газоходов;
  • определение крена;
  • расчет и оценку несущей способности дымовых труб.

Обратите внимание! При проведении экспертизы используются приборы разрушающего и неразрушающего контроля.

Наличие дефектов и характер повреждений в конструктивных элементах позволяет классифицировать техническое состояние каналов как:

  • аварийное (неработоспособное);
  • ограниченно работоспособное;
  • работоспособное;
  • исправное.

Ремонт дымовых труб

Для оценки состояния промышленных дымовых труб применяют специальные приборы

Аварийные дымовые трубы исключают их последующую эксплуатацию. При этом может быть потеряна несущая способность сооружения в целом либо его элементов. Ограничение работоспособности промышленных дымоотводных труб предполагает возможность функционирования каналов при четких эксплуатационных ограничениях, включающих контроль состояния конструкций, нагрузок и воздействий, параметров технологического процесса.

При работоспособном техническом состоянии промышленных труб котельных удовлетворяются требования техники безопасности и выполнение производственного процесса, но имеют место частичные нарушения норм документов либо проектной документации. Исправные дымовые каналы соответствуют всем требованиям стандартов и нормативных документов.

Способы устранения повреждений дымовых труб

По итогам проведения экспертизы разрабатывается ремонтный проект. Наиболее распространенные неисправности промышленных дымоотводных труб приведены в таблице.

Таблица 1

Повреждения либо дефекты Способы исправления
Стволы кирпичных и железобетонных труб
Ошибки кирпичной кладки, которые привели к отклонению от вертикальности Устранение крена путем установки в специальные отверстия в трубе гидравлических домкратов
Отклонение канала от проектного диаметра, появление трещин снаружи ствола Ремонт кирпичной кладки предполагает выполнение следующих операций:

1. Установка стяжных колец, а также их натяжение для устранения трещин.

2. Трещины шириной меньше 3 см после очистки от грязи и пыли заполняются цементным раствором.

3. Трещины шириной больше 3 см прочищаются, некачественные кирпичи удаляются, а на их место, двигаясь снизу вверх, укладываются новые.

4. После устранения дефектов кладки из кирпича проводится натяжение сжимных колец.

Металлические дымоотводные трубы
Появление крена. Отклонение от вертикали Натяжение вантов для устранения наклона
Трещины в сварных соединениях ствола Выполнение сварочных работ в стыках
Разрушение футеровки Восстановление футеровочного слоя
Разрушение металлоконструкций лестниц, антикоррозионного слоя ствола трубы Выполнение комплекса мероприятий по очистке и нанесению нового покрытия

 

Ремонт фундамента и кирпичного дымохода

В случае деформации основания, которая привела к появлению крена трубы, ремонтные работы включают:

  1. Закрепление грунта путем цементации, силикатизации или смолизации.
  2. Нагрузка для фундамента на стороне, противостоящей крену.
  3. Изъятие грунта на стороне, которая противостоит крену.
Ремонт дымовых труб

Кирпичный дымоход может требовать устранения мелких трещин, а в сложных случаях — полного восстановления кладки

При появлении вертикальных и горизонтальных трещин выполняется заделка цементным раствором и оштукатуривание фундамента.

Металлические элементы, находящиеся на железобетонных и кирпичных дымовых трубах, по прошествии времени нуждаются в починке. Бандажные кольца необходимо периодически подтягивать, поскольку они ослабевают и перестают исполнять свою функцию. В случае слишком большой степени разрушения конструкция меняется полностью.

У кирпичных труб разрушение начинается с оголовка. Это наиболее опасная и слабая часть канала. При демонтаже оголовка ряды кирпичей ломаются до тех пор, пока не останется не подвергшийся разрушению ряд.

Важно! Не допускается наличие раскола стенок трубы (трещины на оголовке).

Особое внимание необходимо уделять качеству раствора между кирпичами. Он со временем теряет свойства и вымывается осадками. Для предотвращения разрушения пустые швы заполняются штукатурным раствором либо специальными высокопрочными стойкими сухими смесями.

Ремонт железобетонных дымовых труб

Железобетонные трубы иногда бывают в высоту до 350 метров. Для выполнения работ обязательным элементом является лебедка. Железная арматура, входящая в каркас трубы, подвергается коррозии. При этом разрушается бетонный слой. Если демонтированный участок толщиной более 3 см, то заделка выполняется по сетке из металла в 2 и более слоев.

Ремонт дымовых труб

Кирпичные и железобетонные трубы промышленных котельных иногда восстанавливают при помощи слоя штукатурки

Для улучшения адгезии поверхность покрывается бетоноконтактом. Ремонт внутренней части трубы может включать расшивку и заделку трещин. При более сложных повреждениях производится 100-процентная штукатурка поверхности.

На способ нанесения краски и грунта влияет местоположение окрашиваемой трубы. Наиболее быстрым является использование аппарата высокого давления. Такую покраску выполнить невозможно, если конструкция находится в пределах жилой территории. В этом случае используются кисти и валики.

Для окрашивания промышленных бетонных или кирпичных дымовых труб зачастую применяется органосиликатная краска. Она не тускнеет и пригодна для нанесения на поверхность из металла.

Необходимым условием стекания атмосферных осадков является устройство отмостки вокруг конструкции трубы. В противном случае может начаться подмыв фундамента и разрушение.

Ремонт дымовых труб

При необходимости как промышленные, так и домашние, кирпичные дымоходы покрывают несколькими слоями краски

Ремонт металлических труб

Основными работами для металлических промышленных труб являются подготовка поверхности и покраска. Иногда необходимо заменить скобу или другую составную часть дымового канала. На стадии подготовки счищается слой старой краски. С помощью шпателей и металлических щеток снимается от 10 до 30% старого покрытия.

Бывают требования очистить все 100% поверхности. Этого можно достичь применением специального кислотного раствора. Он наносится на трубу и по истечении трех минут старый слой краски осторожно снимается.

Обратите внимание! Работы по очистке поверхности трубы растворами разрешается выполнять только в противогазе.

Места выявления коррозии обрабатываются антикоррозионным средством. Иногда поверхность металлической трубы необходимо обезжирить. Слой краски рекомендуется наносить на слой грунтовки с выдержкой временного интервала между ними около двух часов.

Ремонт дымовых труб требует высокого профессионализма и качественного выполнения всех видов работ по восстановлению их технического и эксплуатационного состояния.