В квартирах жилого фонда, созданного несколько десятилетий тому назад, и многих частных домах стоят батареи, изготовленные в те же годы. За такой срок эксплуатации их характеристики ухудшились и полной теплоотдачи от них ожидать не стоит. Если внешний вид радиаторов обновить просто, то восстановить нормальную работу иногда бывает невозможно. Планируя ремонт, стоит понимать, будут ли служить старые батареи отопления и дальше или же их лучше заменить.
Содержание
Из чего производили старые батареи отопления
Самыми «теплыми» бытовыми батареями считаются чугунные – они еще называются гармошками. Несмотря на их большой вес и сложности в наращивании секций они очень популярны и сегодня, поскольку отличаются высокой теплоотдачей. Современное производство предлагает даже модели «под старину» – на ножках, с декоративными элементами, окрашенными «под бронзу» или «серебро». Во многих домах они продолжают использоваться и даже иногда вполне успешно справляются со своей задачей. Ухаживать за ними несложно, их корпус достаточно легко можно очистить от пыли и вымыть.
Стальные модели выпускались в нескольких вариациях – либо панельного типа, либо пластинчатого. По теплоотдаче они сильно проигрывают чугунным, поэтому хозяева стараются их заменить на современные. Кроме того, избавиться от пыли, скапливающейся между пластинками, – задача сложная, так как промежутки между ними небольшие. Иногда бессилен даже мощный пылесос.
Стальные батареи подвержены ржавлению, очень быстро этот процесс начинает происходить внутри конструкции, так как защитный слой отсутствует.
Со временем и чугунные, и стальные радиаторы забиваются мусором, который присутствует в теплоносителе, и это приводит к неравномерному его распределению внутри корпуса. В результате часть батареи греет, а часть остается холодной.
Что можно сделать со старыми батареями
Вариантов только два – ремонт и реставрация или замена. Чтобы понимать, каким путем пойти, нужно провести полный и тщательный осмотр радиатора. Для этого его лучше всего снять с креплений, предварительно отсоединив от труб. Если гайки открутить не представляется возможным, то придется их срезать болгаркой. Попытаться привести в рабочее состояние реально только тот радиатор, который не имеет трещин и вмятин, сквозных очагов коррозии.
Если в отопительный сезон батарея прогревается только частями, имеет смысл попытаться промыть ее. Для этого можно применить:
- компрессор;
- обычный шланг с водой;
- средства для очистки от ржавчины.
Алгоритм такой:
- К отверстию в верхней части подсоединяют шланг компрессора или обычный водяной и вливают воду с растворенными в ней химсредствами. Можно применить «Крот», каустическую соду, при отсутствии таковых – простую лимонную кислоту или уксусную эссенцию.
- Влив раствор, нужно дать ему время вступить в реакцию с отложениями внутри корпуса.
- Грязная вода сливается и батарея промывается несколько раз водой, пока выходящая жидкость не станет чистой.
Лучше всего эту процедуру проводить со снятой батареей и на улице. Если такой возможности нет – радиатор нужно отнести в ванную.
Важно! Заливать воду в батарею после химического раствора необходимо несколько раз, чтобы полностью смыть его. Иначе он спровоцирует появление нового слоя ржавчины.
Некоторые специалисты рекомендуют разобрать чугунную батарею на секции, чтобы легче было удалять из нее грязь. Но такая процедура не всегда возможна из-за нескольких слоев краски и прикипевших креплений. Можно попытаться нагреть конструкцию паяльной лампой, на конфорке плиты или любым другом способом. Такие действия приводят к расширению металла, выгоранию пакли и тогда открутить гайки будет проще. Но важно помнить, что приложив чрезмерное усилие или применив ударный инструмент, можно повредить корпус, ведь чугун хрупкий. Это касается и постукивания по местам соединения.
После успешной промывки стоит подумать о приведении в порядок внешнего вида отопительного прибора. Для покраски можно выбрать любой тип состава – акриловый, алкидный, масляный, в обычной банке или в виде аэрозоля. Лучше всего выбирать краску без запаха, особенно для жилых помещений, субстанция также должна быть термостойкой.
Обязательным этапом является подготовка поверхности. Для этого нужно:
- удалить старое декоративное покрытие или хотя бы хорошенько зачистить места, где покрытие потрескалось, вздулось или отсутствует вообще. Способов, как снять старую краску с батарей отопления, несколько: можно воспользоваться шлифовальным кругом, жесткой металлической щеткой или химическими растворителями;
- очистить поверхность от пыли, обработать средством, предотвращающим коррозию;
- нанести на металл грунтовку (при необходимости);
- приступить к покраске. Наносить состав можно кистью, валиком или из пульверизатора.
Обратите внимание! Не для каждой батареи подходит химия. Некоторые сплавы могут быть повреждены ею после того, как растворится краска.
Необязательно вновь покрывать радиатор тем же цветом, что и был ранее. Можно проявить фантазию и превратить ее эксклюзивный предмет интерьера. Особенно выигрышно будут смотреться чугунные конструкции необычного оттенка.
После высыхания краски можно заняться установкой на радиаторы новых кранов Маевского (вкрутить их вместо футорных гаек с одной стороны, если они не были предусмотрены). Такой элемент необходим для стравливания воздуха из секций батареи. Если этого не делать, воздушные пробки внутри будут мешать равномерному распределению теплоносителя по секциям, в результате чего батарея будет греть плохо, а пустые участки просто ржаветь и накапливать мусор.
После этого можно приступать к установке радиатора на место. Следует хорошо уплотнять все точки соединений, полностью заменить все прокладки, чтобы при подаче жидкости не было протечек.
Если нет желания возиться с покраской батареи, можно просто приобрести экран для нее. Такой металлический, деревянный или пластиковый декоративный элемент довольно просто купить в магазине или сделать своими руками.
Куда сдать старую батарею
Если промывка не дала результатов, то батарею нужно только менять на новую. Можно попробовать из нескольких разобранных радиаторов собрать один рабочий, удалив секции, которые не подлежат ремонту. Если же решено менять отопительные конструкции, то следует понимать, что предлагает современный рынок:
- Медные радиаторы.
- Алюминиевые.
- Чугунные.
- Стальные.
- Биметаллические.
Какой вариант выбрать – зависит от многих факторов, но чаще всего для типовых квартир со стандартной системой отопления выбирают биметаллические модели. Да и не столь важно, какому виду хозяева отдадут предпочтение, в любом случае они будут куда эффективнее обогревать помещение.
За батареи старого образца можно выручить определенную сумму денег, если отвезти их в пункт приема металлолома. За чугунный радиатор можно выручить порядка 1000 руб. в зависимости от количества секций в ней и общего веса. Разумеется, придется воспользоваться транспортом, поскольку унести в руках 12-секционную батарею из чугуна довольно проблематично. Некоторые пункты приема предлагают и вывоз на своих автомобилях.
Обратите внимание! Чтобы сдать за деньги старую батарею, лучше воспользоваться услугами скупщиков средней руки, поскольку крупные компании не принимают такие изделия поштучно, они приобретают металлолом тоннами.
Стоит ли вообще ремонтировать батареи
Ремонт старых радиаторов отопления оправдан тогда, когда их технические характеристики полностью соответствуют площади помещения и другим параметрам, а проблема с отдачей тепла связана с наличием отложений внутри корпуса. И промывка, и покраска – это довольно трудоемкие работы, особенно если прибор весит немало. В то же время в случае успешного восстановления функций батареи можно значительно сэкономить на покупке новой, а если речь идет о нескольких приборах, то сумма получается существенной.
Имеет смысл «бороться» за чугунные разновидности, поскольку они являются одними из лучших по теплоотдаче и далеко не все современные модели могут составить им достойную конкуренцию. Тем более, что замена их на вариант из того же материала будет стоит дороже, чем биметалл или алюминий.
В любом случае, стоит просчитать затраты на ремонт и соотнести их с ценами на новые модели, чтобы понимать, выгодно это или нет.
Обратите внимание! Современные батареи (особенно оригинальной конструкции) могут потребовать использования дополнительных переходников для присоединения к б/у трубам, и это нужно учитывать в планировании работ.
Не всегда старая батарея это одно и то же, что и отслужившая свое. Во многих случаях такую конструкцию можно привести в порядок, применив самые простые средства. Конечно, придется потратить время и силы, но в целях экономии этим стоит заняться. А выбросить или сдать на металлолом радиатор старого образца можно в любой момент, подготовив достойную замену.
Оставить комментарий