При устройстве трубопровода любого назначения всегда используются различные фитинги и запорная арматура (кран или вентиль латунный, различные виды клапана), изготавливаемые из черной или нержавеющей стали, чугуна или латуни. Латунь – это материал, успешно используемый для производства этих деталей уже на протяжении 100 лет. Но наиболее удачный вариант запорной арматуры — шаровый кран из латуни — прочно вошел в обиход сравнительно рано, не более, чем несколько десятилетий назад.
Содержание
Шаровые краны: в чем их преимущества?
Понимание того, почему шаровые латунные краны стали использоваться в большинстве трубопроводов, невозможно без сравнения с устаревшими деталями. Шаровые краны практически полностью заменили своих предшественников, которыми были пробковые конусные краны, повсеместно устанавливаемые в трубопроводных системах в советское время.
У пробковых конусных кранов, несмотря на их распространенность, эксплуатационные характеристики были крайне низкими. Их гарантированный срок службы не превышал 8 лет, ресурс включал 1500 циклов при наработке на отказ, составляющей 400 циклов. Причем фактические показатели оказывались еще худшими: гидравлическое сопротивление у пробковых кранов было крайне низким (коэффициент местного сопротивления – 3,5-6,0), а герметичность терялась уже через несколько циклов пользования арматурой. Именно из-за этого стала нередкой ситуация, когда при демонтаже старой арматуры обнаруживается, что пробка в конструкции и вовсе отсутствует.
Прототипы шаровых кранов существовали и во время широкой распространенности пробковых кранов. Правда, они выпускались из тяжеловесного и хрупкого чугуна и предназначались для трубопроводов с диаметром не менее 2 дюймов. Более современные аналоги шаровой запорной арматуры, изготавливаемых из латуни, уже не имели недостатков, свойственных пробковым деталям.
Итак, можно выделить следующие преимущества шаровых латунных кранов:
- Эти элементы способны обеспечить трубопроводу максимальный уровень герметичности. Особенно это касается латунных шаровых муфтовых проходных кранов, изготовленных в полном соответствии с ГОСТом 9544-93. Они по всем свойствам подходят под класс герметичности «А».
- Значительно упрощается использование этих конструкций в быту: латунные краны более легковесные, чем запорная арматура из других типов металла.
- Могут совершенно безопасно использоваться в трубопроводах, температура рабочей среды в которых не превышает 150 градусов. Оптимальное рабочее давление для шаровых кранов – 1,6 Мпа.
- У некоторых моделей на рукоятку и контргайку наносится латунное напыление, что препятствует образованию на изделии коррозии.
- Не требуют особого технического обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации.
Как правильно выбрать шаровые латунные краны?
Не все шаровые латунные краны могут похвастаться одинаково высоким качеством. Для того, чтобы сохранить безопасность трубопроводной системы, при покупке данного типа арматуры стоит обращать внимание на следующие пункты:
1. Материал, из которого изготовлена деталь. Самый важный фактор, влияющий на работоспособность запорной арматуры. Хороший, качественный кран должен быть изготовлен именно из латуни: дешевые, «одноразовые» изделия производятся из цинково-алюминиевого сплава (аббревиатура – ЦАМ). В этом сплаве содержится 96% и более цинка, всего лишь 2-3% алюминия и менее 1% меди. Некоторые элементы из этого сплава используются в автомобильной промышленности, но его применение в устройстве трубопроводов недопустимо. В крайнем случае, цинково-алюминиевую запорную арматуру можно использовать при организации временной дачной системы полива.
От крана шарового латунного некачественный аналог из ЦАМ отличается, в первую очередь, слишком легким весом. Показатель удельного веса цинково-алюминиевого сплава примерно на треть меньший, чем у латуни: 6,7 г/см³ в первом случае и 8,7 г/см³ – во втором.
Также ЦАМ и латунь можно отличить по цвету. Если на изделии из латуни стереть слой гальванопокрытия, то цвет этого участка станет слегка желтоватым, а по прошествии некоторого времени снова окислится до серебристого оттенка. Естественный цвет латунного шарового крана можно обнаружить на его резьбовом патрубке. Оттенок цинково-алюминиевого сплава не меняется, изделия из него сохраняют характерный серебристый цвет в любом случае.
Полезный совет! Латунная арматура может производиться тремя разными способами: ковкой, литьем или прессованием. Лучшим выбором будет кран латунный, изготовленный методом прессования либо же ковки.
2. Вес изделия. Отличаться по весу могут не только изделия, выполненные из разных сплавов: если сравнить два шаровых крана одинакового размера от разных производителей, то их вес будет ощутимо различаться. Считается, что чем увесистее изделие, тем толще его стенки и тем оно, соответственно, надежнее. Но некоторые производители, заметив данную закономерность, стали оснащать запорную арматуру тяжеловесной рукоятью из стали, за счет которой общий вес изделия увеличивается. Поэтому руководствоваться этим принципом при выборе шарового крана можно только предварительно сняв с него дополнительные элементы: рукоятку и гайку крепления.
3. Требуемый диаметр проходного сечения. В зависимости от диаметра и пропускной способности шаровые краны могут быть неполнопроходными и полнопроходными. У полнопроходного крана шарового латунного отсутствует гидравлическое сопротивление, благодаря чему в трубопроводе не происходит потерь напора. Полнопроходные детали в основном используются при устройстве водопроводов: потеря напора в трубопроводе с газообразными средами негативно влияет на производительность системы.
4. Вид сальникового узла. Изделия могут иметь различные конструкции сальниковых узлов:
- Самый простой и недорогой вариант: шток вставляется изнутри. Используется два сальниковых кольца из эластомера. Неремонтопригодный узел с очень низкой температурной стойкостью. Если по штоку образуется течь, замене подлежит весь кран.
- Шток вставляется изнутри, используется два сальниковых кольца из разных материалов: одно из FPM, другое – из NBR. По характеристикам износостойкости не отличается от предыдущего вида узла.
- Шток вставляется изнутри. Имеется внутренняя резьба на сальниковой гайке и антрифрикционный элемент. Уплотнение осуществляется за счет тефлонового сальника и кольца из резины. Замене в случае поломки подвергаются все элементы, кроме резинового кольца. Сальник на подобных моделях имеет небольшую высоту, из-за чего ослабляется его герметизация.
- Внутренний шток, уплотнение выполнено при помощи тефлонового сальника – без резинового уплотнителя. Все элементы узла могут ремонтироваться.
- Шток вставляется снаружи, оснащен прижимным бортиком. Сальниковая гайка имеет наружную резьбу и выборку под бортик. Уплотнение тефлоновое. Также, как и предыдущий вариант, может ремонтироваться. Встречается проблема: выбивание штока из-за давления рабочей среды.
Другие конструктивные элементы шарового крана
Шаровой затвор. Эта деталь обычно представлена в виде шара, но иногда в целях экономии металла в конструкцию шарового затвора могут вноситься изменения. Например, снизу затвора может делаться круговая проточка. Её недостаток – накапливание мусора и осадка из рабочей среды. Иногда шар заменяется на куб, при этом его боковые стороны также протачиваются.
Рукоять. Способ крепления рукояти шарового крана – это одна из особенностей, которая также сказывается на характеристиках изделия. Наиболее надежными считаются узлы с самоконтрящейся гайкой: они защищены от произвольного раскручивания гайки вследствие вибраций трубопровода. Если крепление осуществлено обычной гайкой, то кран будет периодически нуждаться в обслуживании: гайку придется подтягивать. При креплении гайки при помощи винта узел ломается чаще, так как внутренняя резьба штока может ослаблять его.
Шаровый кран из латуни, изготовленный в соответствии с нормативами, сможет стать универсальным решением для газо- или водопровода. Также главное условие для оптимальной работы этого элемента – его правильный выбор, основанный на требованиях системы.
Оставить комментарий