Лотки теплотрасс — это строительные элементы, которые производятся из железобетона и выполняют ряд очень важных функций. Главное предназначение этих конструктивных элементов — монтаж защитной конструкции для трубопровода. Кроме этого, железобетонные лотки (ЖБЛ или ЖБИ) используются для монтажа и других каналов: водопроводных, кабельных, а также для желобов ливнёвки и дренажных систем.
Содержание
Что такое лотки для теплотрасс? Какие функции они выполняют?
Лоток строительный железобетонный для теплотрассы — это специальный элемент из армированного бетона, используемый для прокладки каналов различного назначения. Для организации теплотрасс используют лотки, которые выполняют ряд важных функций:
- основная функция ЖБЛ — защитная. Эти элементы предохраняют трубопровод не только от механических воздействий, но и защищают его от разного рода грызунов, которые могут причинить вред трубам;
- а также стоит отметить, что ЖБЛ не дают теплу рассеиваться в окружающую среду. Исходя из этого, можно сказать, что они экономят тепло;
Обратите внимание! Монтаж таких лотков разрешён даже в сейсмоактивных районах. Они обеспечивают защиту труб даже в нестандартных условиях.
- такие каналы защищают коммуникацию от подземных вод и паводков;
- капсула из ЖБЛ предохраняет трубы от воздействия агрессивных химических соединений, которые присутствуют в почве.
Теплосети предусматривают накрытие крышками ЖБЛ. Благодаря этому, в случае возникновения аварии работы по её устранению производятся очень быстро и просто.
Эксплуатационная сфера ЖБЛ
Все железобетонные лотки подразделяют на 3 основные группы в зависимости от назначения:
- Железобетонные лотки теплотрасс. Играют роль защитных каналов и ограничивают трубопровод, транспортирующий горячую воду или пар, от контакта с подземными водами, а также активными химическими соединениями, располагающимися в почве. Таким образом, теплопровод защищается от губительного воздействия коррозии.
- ЖБЛ для монтажа водоотводных каналов. Такие элементы используются при прокладке дренажных, коллекторных и канализационных конструкций. Они широко эксплуатируются в строительстве жилых сооружений, при обустройстве парков, а также при прокладке водоотводных каналов автомобильных и железных дорог.
- ЖБЛ для проведения кабельной проводки. Они играют роль защитного кожуха, предохраняя электрокабель от воздействий почвы.
Подробная классификация по назначению
Рассмотрим более подробную классификацию железобетонных лотков, в зависимости от их назначения:
ЖБЛ для организации теплотрасс. Такие лотки монтируются для защиты теплопроводов горячей воды и пара и выполняют защитную функцию. Защита теплопроводов — это очень важное мероприятие, так как возникновение аварийных ситуаций при их эксплуатации влечёт за собой неприятные последствия. А ремонтные работы в зимний период могут быть очень затруднительны из-за промерзания почвы.
ЖБЛ для автомобильных дорог. Используются для организации каналов, которые обеспечивают отвод воды от дорожного полотна, пешеходных тротуаров и т. д. Входы в такой дренаж прикрывают решёткой. Такая решётка необходима для того, чтобы обеспечить более презентабельный внешний вид, а также играет роль грубого фильтра — не даёт попадать в систему крупным предметам (например, веткам).
Железнодорожные ЖБЛ. Подразделяются на две основные группы:
- междупутевые;
- междушпальные.
Используются для организации дренажной системы железнодорожного полотна. Как и в предыдущем случае закрываются решёткой.
ЖБЛ для организации дренажных систем ливневой канализации. Такие лотки необходимы для организации отвода воды от фундаментов различных построек, а также из парковых зон. А также широко применяются при монтаже ливневой канализации.
ЖБЛ для отвода воды. Как правило, такие лотки применяются для отвода жидкости от хозяйственных полей. Посредством этих элементов осуществляется сбор воды для полива.
Дождевые лотки. Жёлоба небольшого размера, выполняющие функцию отвода и концентрации осадков.
Кабельные. Используются при организации защитных кожухов для кабельной проводки.
Преимущества использования железобетонных лотков для прокладки теплотрасс
Раньше для монтажа трубопроводов использовались каналы, построенные из кирпича. Однако кирпичная кладка не имела таких преимуществ, как железобетонные лотки. Она отличалась небольшим эксплуатационным сроком и сложностью восстановления, поэтому необходим был более надёжный материал.
На сегодняшний день железобетонные лотки используются для разных целей и отлично справляются с возложенными на них задачами. Если сравнивать ЖБЛ с кирпичной кладкой, то первые отличаются такими преимуществами:
- прочностные характеристики и несущая способность этих изделий гораздо выше, поэтому их разрешено прокладывать в сейсмически активных районах;
- прокладка лотковых элементов выполняется быстрее, чем организация кирпичной кладки;
- кроме этого, стоит отметить, что цена железобетонного лотка более демократична, чем стоимость кирпича;
Обратите внимание! Стоит отметить, что использование ЖБЛ влияет на удобство проведения ремонтных работ трубопровода. Для этого нужно определить локализацию поломки и раскопать землю в нужном месте, после чего, остаётся только снять крышку ЖБЛ и приступить к ремонту коммуникации.
- удобство замены испорченного участка железобетонного канала также является неоспоримым преимуществом этих изделий;
- ЖБЛ на стадии производства подвергаются ряду процедур, позволяющих лоткам быть устойчивыми к агрессивным средам;
- ещё одно немаловажное достоинство такого канала — высокие герметизационные показатели между отдельными лотками в единой конструкции. Это свойство позволяет обезопасить теплопровод от грунтовых вод.
А также стоит отметить, что ЖБЛ обладают прекрасной сопротивляемостью как к низким, так и высоким температурам. Монтаж железобетонных лотков может проводиться открытым и закрытым способами без опасений, что материал лотков испортится при перепадах температур.
Технические характеристики
Все необходимые таблицы размеров железобетонных лотков для теплотрасс можно найти в документации, которая регламентирует эти изделия, а именно — ГОСТ. Кроме этого, стоит ознакомиться с основными техническими характеристиками этих строительных элементов.
ГОСТ 13015.0–83 включает в себя целый ряд правил и положений, которые относятся к железобетонным лоткам для теплотрасс. Рассмотрим основные из них:
- морозоустойчивость;
- водостойкость;
- высокая прочность бетона;
- предоставляются все необходимые нормативы по размеру и форме этих строительных изделий;
- приводятся таблицы;
- выдвигаются нормы и требования не только к готовому продукту, но и к производственному процессу.
Кроме этого, описываются необходимые показатели, которым должна соответствовать вспомогательная арматура к этим строительным изделиям.
Рассмотрим требования, которые выдвигаются по отношению к бетону:
- марка бетона должна соответствовать показателям прочности и качества, описанным в ГОСТ. Разрешается использование марки не ниже, чем М300;
- существует ещё один очень важный показатель — прочность на сжатие. Этот показатель должен быть не ниже 70%;
- размер частиц наполнителя для выполнения материала не должен превышать 15 мм;
- категорически запрещено использовать при производстве железобетонных лотков разного рода активные добавки.
Размеры ЖБЛ для прокладки теплотрасс представлены в таблице №1.
Таблица 1
Название | Размеры, мм | Вес, кг |
Л-20-15/2 | 2970х2160х1040 | — |
Л-16-8/2 | 2970х1840х1030 | 3150 |
Л-15-8/2 | 2970х1840х720 | 2750 |
Л-14-8/2 | 2970х1840х570 | 2500 |
Л-13-8/2 | 2970х1480х1320 | 3230 |
Л-12-8/2 | 2970х1480х1010 | 2400 |
Л-10-8/2 | 2970х1480х550 | 1650 |
Л-8-8/2 | 2970х1160х1000 | 1950 |
Л-6-8/2 | 2970х1160х530 | 1140 |
Л-4-8/2 | 2970х780х530 | 900 |
Л-3-8/2 | 2970х780х380 | 750 |
Помимо этого, ГОСТ регламентирует и сопутствующую арматуру. Требования, выдвигаемые к ней, необходимо неукоснительно соблюдать. Очень важным фактором при выборе арматуры для ЖБЛ считается подбор необходимой марки стали.
Полезная информация! Все лотки маркируются буквой «Л». После этой буквы идут все основные технические и производственные данные, а также штамп, подтверждающий, что это изделие прошло проверку на качество.
А также стоит отметить, что маркировка железобетонных лотков содержит следующую информацию:
- марка железобетонного изделия;
- компания, которая изготовила лоток;
- дата производства;
- габаритные размеры строительного элемента;
- масса лотка;
- прочность изделия;
- штамп, который указывает на то, что лоток прошёл процедуру технического контроля.
Подбор железобетонных лотков для теплотрасс выполняется, как правило, по вышеперечисленным данным. Если изделие соответствует характеристикам, предъявляемым ГОСТом, то тогда можно не сомневаться в его эффективности и в том, что оно прослужит длительный эксплуатационный срок.
Виды лотков по форме
ГОСТом регламентируется не только технические характеристики железобетонных лотков, но и их форма. Форма этого строительного элемента зависит в первую очередь от его назначения, а уже потом — от особенностей использования. Существует три основных формы, в которых выпускаются эти изделия:
- квадратная или прямоугольная;
- трапециевидная;
- полукруглая.
Железобетонные строительные лотки квадратной или прямоугольной формы используются, как правило, при закрытой прокладке коммуникаций, отличающихся по назначению. Из таких лотков монтируется защитный, герметичный канал, внутри которого прокладывается трубопровод. Рассмотрим, какие коммуникации монтируют в таких железобетонных строительных элементах:
- теплотрассы;
- водопроводы;
- электрокабели.
Отдельные лотки монтируются встык. А также стоит отметить, что стыки в обязательном порядке промазываются специальным цементным раствором. Для этих целей необходим раствор марки М-50 и выше. После того как раствор засыхает, выполняется ещё одно мероприятие — гидроизоляция железобетонного канала. Гидроизоляционный материал подбирается в зависимости от конкретного случая.
Трапециевидные модели используются, как правило, при монтаже автомобильных дорог. Из таких изделий обустраивается дренажная система и ливневая канализация. Сам монтаж происходит посредством последовательной вставки лотков в пазы. Таким образом, получается канал, расположенный под наклоном. Наклон является необходимым фактором, для эффективного естественного отведения воды. Метод сборки такого канала получил название «телескопический», что отражает последовательность вложенных друг в друга железобетонных сегментов. Место входа ливнёвки прикрывается решёткой.
Полукруглые железобетонные лотки также применяются для водоотвода в дренажных и ливневых системах. Благодаря своему более презентабельному виду их прокладывают возле жилых построек и в парковых зонах.
Методы укладки каналов
Прокладка железобетонных строительных лотков осуществляется разными методами. Метод монтажа определяется с учётом разных факторов:
- назначение канала;
- технические характеристики лотков;
- особенности местности, в пределах которой осуществляются строительные работы.
Рассмотрим основные варианты организации железобетонных каналов:
- КЛ. Этот вариант предусматривает организацию каналов, на которые опираются специальные перекрытия.
- КЛп. При таком монтаже получаются каналы, сделанные из крышек и опирающихся железобетонных элементов.
- КЛс. Такие каналы выполняются из лотков. Железобетонные строительные элементы опираются друг на друга, а для дополнительной надёжности стыкуются между собой специальными приспособлениями — швеллерами.
Важно! При обустройстве канала из ЖБЛ необходимым пунктом является создание «подушки» из песка. Это позволяет усилить плотность стыковки лотка с поверхностью почвы и придать прочности конструкции в целом.
Прокладка железобетонного канала включает в себя множество процедур. Например, переворачивание лотков посредством специальных крюков, которые обычно вставляются в боковые отверстия. Такие крюки без особых усилий можно выполнить из обычной стальной арматуры своими руками.
Стыки, как уже было сказано выше, необходимо заделывать цементным раствором. Однако стоит отметить, что на нестабильном (плавающем) грунте рекомендуется использовать более пластичные гидроизоляционные материалы. Для таких целей прекрасно подойдёт гидроизолятор на основе битума.
Помимо этого, готовый канал необходимо засыпать землёй одновременно с двух сторон. Это нужно для того, чтобы исключить перекосы из-за неравномерной нагрузки на конструкцию.
Оставить комментарий